Операции с грузовыми поездами на сортировочной станции. Назначение, основные устройства и классификация сортировочных станций. История развития сортировочной работы на станциях прослеживает путь от полностью ручных операций и конной тяги довысокопроизводи
Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонопотоков; формирования сквозных, участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов. Кроме того, эти станции перерабатывают местные вагонопотоки. Также выполняют операции по обработке транзитных поездов без переработки, ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов, осмотр. Пассажирские операции на сортировочных станциях выполняются в небольшом объеме (посадка и высадка пассажиров с пригородных и местных поездов у посадочных платформ, которые располагаются возле главных путей). Грузовые операции по погрузке и выгрузке грузов также выполняются в небольшом объеме на крайних путях сортировочного парка, на путях локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, на отдельных платформах между парками станции.
На сортировочной станции имеются устройства:
1) Парк приема (прием поездов, прибывших в расформирование);
2) Сортировочный парк (для накопления вагонов на составы и формирования поездов);
3) Парк отправления (для подготовки составов к отправлению и отправления);
4) Транзитные парки (для обработки транзитных поездов без переработки);
Группа, состоящая из парков приема, сортировки и отправления называется сортировочным комплектом.
5) Для расформирования составов имеется сортировочная горка большой или средней мощности, располагаемая между парком приема и сортировочным парком (на отдельных станциях кроме основной горки имеется горка малой мощности для местных поездов);
6) Устройства локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, располагаемые параллельно парку приема или сортировочному парку;
7) Имеются вытяжные пути для расформирования и формирования составов; соединительные пути между парками; главные пути и подъездные пути промышленных предприятий.
КЛАССИФИКАЦИЯ сортировочных станций.
I. По числу сортировочных комплектов:
1) односторонние;
2) двухсторонние (имеется два сортировочных комплекта, каждый из которых перерабатывает определенные направления).
II. По расположению парков:
1) с последовательным расположением парка приема, сортировочного парка и парка отправления;
2) с комбинированным расположением (например, парк приема и сортировочный парк расположены последовательно, а парк отправления – параллельно сортировочному);
3) с параллельным расположением всех парков.
III. По расположению относительно главных путей:
1) станции с объемлющим расположением главных путей;
2) с односторонним расположением главных путей;
3) с внутренним расположением главных путей.
IV. По размерам переработки:
1) станции малой мощности, которые перерабатывают от 200 до 2000 вагонов в сутки;
2) станции средней мощности, которые перерабатывают от 2000 до 5000 вагонов в сутки;
3) станции большой мощности, которые перерабатывают более 5000 вагонов в сутки.
Сортировочный станционный пункт считается раздельным участком, основное предназначение которого заключается в массовой переработке вагонного подвижного состава и его комплектации с учётом предназначения, а также плановой необходимости в таких поездных составах. Станция такого назначения для проведения подобного характера работ обязательно обладает манёвровыми средствами и специальными рельсовыми путями.
На таком сортировочном участке также происходит формирование передаточных, вывозных, участков-сборных, сквозных, сборных и участковых поездов.
Формируя сквозные поездные составы на сортировочных станциях, РЖД получает своего рода карт-бланш, ибо такой состав минует целый ряд сортировочных, попутных и участковых станционных пунктов, тем самым ускоряется время доставки адресных грузов, благодаря такому манёвру происходит снижение себестоимости грузовых перевозок увеличивается оборачиваемость вагонных подвижных составов.
Одновременно на сортировочных станциях производится переработка транзитных и местных вагонных потоков. Этот вид обработки не затрагивает составы, которые минуют данную станцию, согласно установленного маршрута, начиная с погрузочного места, а также это не касается сквозных транзитных поездных составов.
Обустройство сортировочных станций происходит, в основе своём, в районе выхода на какой-либо крупный промышленный город или центр, или это представлено целым сельскохозяйственным регионам. Сюда же относятся крупные железнодорожные узлы, то есть, те станционные пункты, в которых происходит зарождение массового грузопотока.
В большинстве своём, на сортировочной станции перерабатываются вагонные потоки не те, что получили начало на её территории, а те, начавшиеся на других станционных пунктах. Конечной целью такой обработки составов является принцип по формированию поездных составов, которые проследуют максимально большой путь, исключая новую или дополнительную переработку.
Одним из важнейших показателей на железной дороге являются плановые перевозки, выполнять их - считается основной задачей всего трудового коллектива, каждой сортировочной станции, где происходит формирование вагонных потоков, входящих в сеть железных путей России.
Сеть российской железной дороги на всей своей протяжённости по нашей большой стране не имеет равномерного размещения сортировочных станционных пунктов, что обусловлено местонахождением крупных городов и промышленных центров вблизи железной дороги. Именно от этого фактора и зависит сетевая густота, определяющая размер и характер вагонного потока. Основными задачами любого коллектива сортировочного станционного пункта считаются, которые направлены на уменьшение любых затрат, поиск методов наиболее эффективного применения всех средств и оборудования, относящихся к автоматизации и комплексной механизации. Тем самым, уменьшая возможный вагонный простой, снижая пункты эксплуатационных расходов за счёт лучшего технического оснащения каждой сортировочной станции, а также, в случае необходимости, концентрируя сортировочную работу на более мощных станциях.
Оборудование станции
Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки и вытяжные пути.
На каждой сортировочной станции работает отправочный парк, служащий для комплектации составов, и отдельным приёмным парком, для переработки поездных составов. Для транзитных составов на крупных станциях формируется, так называемый, отдельный парк. Сортировочный комплект или сортировочная система образована и состоит из всех перечисленных парков: отправочных, сортировочных и приёмных.
Объём пассажирских и грузовых операций на сортировочном станционном пункте незначительный, поскольку для обслуживания пассажирского потока имеются специальные оборудованные терминалы на главных станционных путях, на которых обслуживается люди, воспользовавшиеся услугами пригородных и местных поездов.
Производство местных погрузочно-выгрузочных операций осуществляется на железной дороге, подходящей прямо к материальным складам или для этих целей используются отдельные пути, относящиеся к вагонному или локомотивному хозяйству.
На каждой односторонней сортировочной станции имеется рабочая схема, на которой отображено последовательное расположение всех имеющихся парков. Состав МВРП состоит из механизированного пункта, специализирующегося на текущем отцепочном ремонте вагонного подвижного состава. ВХ и ЛХ включает в себя вагонное и локомотивное хозяйства. Устройства экипировки вошли в состав парка «ЭУ». Парк отправления обозначен на схеме «О» и приёмный парк обозначается литером «П».
На любом сортировочном станционном пункте есть устройство, относящееся к вагонному или локомотивному хозяйству, соответственное это оборудование предназначается для производства энергетического пополнения, снабжения водой, СЦБ и связи. Все сортировочные станции обладают контейнерными площадками, грузосортировочными платформами, материальными складами и служебными зданиями.
В оборудовании сортировочных станций имеются устройства, предназначающиеся для очистки стрелок механизированным методом, все сигналы и стрелки оборудованы электрической централизацией.
Значимость сортировочных станций определяется критерием в общем объёме работы сети железных дорог России. Основные станции считаются опорными, к вспомогательным станциям относятся отдельные узлы и районные станционные пункты.
Размещение основных сортировочных станций происходит в местах железнодорожных узлов, где концентрируются большой объём местной работы, мощные вагонные потоки и важные железнодорожные магистрали, где осуществляются погрузка и выгрузка внушительных объёмов грузовых операций. В случае нужды, производятся работы, связанные с сортировкой вагонных потоков.
Классификация станций
В функции районных сортировочных станций входят вопросы по переработке вагонных потоков, которые формируются или погашаются на путевых участках, находящихся на этих станциях или на смежных участках сортировочных пунктов. В состав районной сортировочной станции входят ряд промышленных сортировочных и портовых станций, которые предназначены для обслуживания крупных промышленных районов.
Тип сортировочного устройства определяет специализацию сортировочной станции. Там, где имеются оборудованные горки, такие станции относятся к горочным пунктам. Станция, где горка отсутствует, относится к без-горочному пункту. В этом случае, пункт оборудуется или полу-горками, или вытяжными железными дорогами.
Основное отличие горочных и без-горочных станций заключается в различии количества переработанных вагонов. У второго типа пунктов, естественно, переработан меньший объём вагонного состава и имеется меньшее число путей, предназначенных для сортировки.
В ряде европейских стран железные дороги на сортировочных станциях располагаются на стопроцентном уклоне. В этом случае состав подходит накатом до самой сортировочной платформы.
Взаимное расположение основных парковых типов, подразделяет сортировочные станции на три станционных вида: это комбинированное, параллельное и последовательное местонахождение парков.
Количество комплектов, предназначенных для сортировки подразделяют пункты сортировки на два типа. К односторонним, то есть однокомплектным относятся те вагонные потоки по примыкающим направлениям, по схемам один и два, которые перерабатываются в единой системе. К двусторонней или к двухкомплектной станции относится пункт, на котором одна парковая система производит работу в нечётном направлении движения поездных составов, другая работает в чётном направлении движения поездов, по схеме номер три.
Двусторонние сортировочные станционные пункты могут обладать сортировочными горками, как в одной системе, так и в обеих системах. В этом случае, парковая часть станции располагается в одной из систем по комбинированному типу, а во второй уже по принципу последовательного типа.
Что касается главных путей на ряде двухсторонних сортировочных станций, то на пунктах, возведённых ещё до 1917 года, они располагаются между двумя системами, пересекаясь с соединительными и ходовыми путями. В наше время главные пути на сортировочных пунктах строятся или только с одной стороны, или объемлющего типа.
Как правило, на всех российских сортировочных станциях осуществляется диспетчерское руководство по производству местной работы и формированию и расформированию поездных составов. Считается, что это лучший метод по применению технического оборудования, тем самым, сокращается стояночное время вагонных составов на станционных путях. Помимо описанных операций на сортировочных станциях может быть произведён не только осмотр поездного состава, но и его ремонт. Транзитные и составы с живым грузом обслуживаются по специальной ускоренной схеме.
Использование сортировочных станции в мире
В наше современное время правительства Австралии, Японии, Дании, Норвегии и Великобритании в связи большим развитием и увеличением автомобильных контейнерных перевозок, начинают активно сокращать, а в ряде мест, и совсем закрывать сортировочные станционные пункты. Но в этом случае, ещё необходимо учитывать размеры площадей европейских государств и Российской Федерации, соответственно, протяжённость железнодорожных путей в названных государствах.
Сортиромвочная стамнция -- техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.
Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.
На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.
В 1877 году на восьмой версте Николаевской железной дороги было начато строительство "особого парка для сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов". Ранее эта работа проводилась на станции Санкт-Петербург-Товарный, совершенно не приспособленной для этого. В конце 1879 года парки с 48-ю путями построили, что подтверждается приказом от 7 ноября. Это была первая на российских железных дорогах сортировочная станция. Первоначально она была построена по обеим сторонам основного хода. С увеличением объёмов работ затруднились внутристанционные связи, и в 1908 году главные пути магистрали, разделявшие сортировочную станцию, вынесли за систему парков, построили платформу, получившую имя станции - Сортировочная.
С точки зрения рядового пассажира, в быту, станция - это место, где останавливается поезд, и всё. И это правильно. Зачем "забивать" себе голову ненужной в обиходе терминологией. Само слово "станция" имеет весьма древнее происхождение, и появилось задолго до основания первых железных дорог. Согласно В. Далю, станция - место остановки путников; место, где берут и обменивают почтовых лошадей. Как ни вспомнить при этом пушкинского "Станционного смотрителя". Но, с точки зрения профессиональных железнодорожников, станция - это объект, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, операции по приёму, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а также маневровую работу по формированию поездов. Станция может занимать весьма значительные по размеру территории. При этом, в пределах одной станции может быть несколько остановочных пунктов - платформ для остановки пассажирских поездов.
Именно такую ситуацию можно наблюдать на описываемой станции. Платформы Фарфоровская, Сортировочная, Обухово - все расположены в пределах станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский. Код станции в ЕСР (единой сетевой разметке) - 030006.
Станция Сортировочная является старейшей сортировочной станцией России. Станция неоднократно модернизировалась, и является по классификации внеклассной. Сортировочная является единственной станцией в Петербурге, оборудованной механической горкой (ранее сортировочной горкой была оборудована станция Ручьи, ныне она не действует). Станция делится на парки с присвоенными номерами (с севера на юг). Нечётные (восточная часть станции): 6 парк (Мария) - парк отправления 4 парк - подгорочный парк и парк формирования составов Горка № 4 с горочным постом 2 парк (южный четный) - парк прибытия Чётные (западная часть станции): 1 парк - парк прибытия Горка № 3 с горочным постом 3 парк - подгорочный парк и парк формирования составов 5 парк (южный нечетный) - парк отправления Для сквозного прохода через сортировку проложены чётный и нечётный пути, позволяющие пропускать поезда со скоростью до 40 км/ч, соответственно - третья товарная и четвертая товарная. На въездах в 1 и 2 парки расположены телетайпные посты для списывания номеров вагонов. Также ранее, до реконструкции 2000-х годов, у станции существовала разворотная петля (гитара) с южной стороны. В ранние времена замедление вагонов на сортировке осуществлялось примитивной тормозной вагой, потом горочной башмачной тормозной позицией, которая просуществовала довольно продолжительное время (до недавнего времени на сортировке в Волхове еще использовалась). В 1960 году была установлена АГС-ГТСС (автоматическое регулирование скорости движения вагона системы (Гипротранссигналсвязь) с автоматической позицией (замедлители) впервые в СССР, а с 1972 года к ней добавилась динамическая модель станции по переработке документации вычислительной техникой, что позволило автоматизировать все операции на станции. С 1948 года станция была оборудована механической почтой. На первых парах действовала электро-подвесная система: контейнеры с поездными документами пересылались по натянутым через всю сортировку проводам с помощью роликовых подвесок. Несколько раз эту систему модернизировали. И наконец в 1950-е годы на смену ей пришла подземная пневматическая почта, которая работает и сейчас. Её протяженность в настоящее время порядка 12 км. В 1970-е годы Ленгипротранс разработал план развития Ленинградского железнодорожного узла, по которому планировалась сортировочную ликвидировать и оставить на её месте небольшую станцию. Возведение новой станции предполагалось в районе Новолисино. Но проект не был реализован.
Введение. 3
1. Понятие сортировочных станций. 4
2. Назначение сортировочных станций. 5
3. Устройство сортировочных станций. 7
4. Организация работы сортировочных станций. 9
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Железные дороги, развиваясь, быстро образовали разветвленную сеть железных дорог. Потребовалось отправлять вагоны не только на близлежащие станции, но и на более отдаленные, расположенные на разных направлениях. Для этого в узловых точках сети стали сооружать сортировочные станции, основное назначение которых - переработка вагонопотоков, т.е. расформирование и формирование поездов. Для выполнения этих работ сортировочная станция имеет специальные пути и маневровые средства, составляющие сортировочный комплект (систему), включающий, как правило, парки приема, сортировки, отправления и сортировочные устройства.
Историю развития сортировочных станций можно разделить на несколько наиболее характерных этапов, отличающихся качественными изменениями. Первый этап длился от возникновения сортировочных станций до конца прошлого столетия, второй - до конца второй мировой войны, третий продолжается в настоящее время. В каждом из перечисленных этапов, особенно в последнем, также можно выделить периоды наиболее интенсивного развития сортировочных станций.
История развития сортировочной работы на станциях прослеживает путь от полностью ручных операций и конной тяги довысокопроизводительных комплексов, где почти целиком устранен ручной труд.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности и аспектов работы сортировочных станций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие сортировочных станций;
Раскрыть особенности назначения сортировочных станций;
Рассмотреть устройство сортировочных станций;
Описать организацию работы сортировочных станций.
1. Понятие сортировочных станций
Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения ж.д. линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами. К раздельным пунктам относятся: станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а обгонные пункты – для обгона поездов на двухпутных линиях.
Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.
Сортировочные станции различаются в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотока, в пунктах слияния или пересечения ж д. линий в крупных транзитных узлах. Предназначены они для массового расформирования – расформирования поездов. Кроме того, происходит обработка транзитных поездов; пассажирские и грузовые операции выполняются в небольшом объёме, обычно они выносятся на специальные грузовые и пассажирские станции, если такие имеются в узле. На сортировочных станциях имеется несколько сигнализированных парков, ПТОВ, ПТОЛ, депо, СТЦ, информационные центры (ИЦ) и пр.
Сортировочными являются станции, предназначенные для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные и передаточные поезда и выполняют также операции с транзитными грузовыми поездами, ремонт вагонов, экипировку локомотивов, снабжение водой поездов с живностью, сортировку мелких отправок и контейнеров.
Сортировочные станции устраивают в районах массовой погрузки или выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам, в узловых пунктах ж.д., где имеет место значительное сосредоточение вагонопотоков. Для выполнения сортировочной работы на этих станциях сооружают сортировочные парки, горки, вытяжные пути. Для операций с поездами предусматривают парки приема поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки или пути для приема и отправления транзитных грузовых поездов. Парки приема, сортировки и отправления совместно с горкой образуют сортировочную систему.
Число путей в сортировочных парках устанавливается по числу назначений и размерам вагонопотоков в соответствии с планом формирования поездов. Число путей в парках приема, отправления и для транзитных поездов определяется в зависимости от размеров движения и числа примыкающих к станции направлений.
На сортировочных станциях имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, электроснабжения, связи и СЦБ. Станции оборудуются современными устройствами автоматики и телемеханики.
2. Назначение сортировочных станций
Сортировочные станции предназначаются для массовой переработки вагонов, расформирования и формирования поездов, причем в первую очередь сквозных (т. е. таких, которые проходят без переработки несколько технических станций, следуют на большие расстояния) для формирования участковых, сборных, сквозных и передаточных поездов.
С этой целью на сортировочных станциях выполняются следующие операции:
1. подготовка прибывших поездов к расформированию;
2. расформирование поездов;
3. накопление вагонов для формирования поездов новых назначений;
4. формирование поездов;
5. подготовка сформированных поездов к отправлению.
Кроме того, сортировочные станции могут пропускать транзитные поезда, с которыми выполняются следующие операции:
1. смена локомотивных бригад;
2. смена локомотивов;
3. технический и коммерческий осмотр составов;
4. ремонт и экипировка локомотивов, вагонов;
5. снабжение водой поездов с живностью, экипировка рефрижераторных секций;
6. подготовка вагонов под погрузку, промывка вагонов;
7. погрузка и выгрузка вагонов;
8. обслуживание подъездных путей.
Сортировочные станции располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, на выходах из добывающих районов (станции Кузбасса, Алтайская, Инская), на подходах к крупным промышленным и административным центрам (Люблино - Сортировочное, Лосиноостровская), вблизи крупных морских и речных портов (Ленинград - сортировочный), в железнодорожных узлах (Московка, Челябинск, Свердловск- сортировочный).
Для выполнения сортировочной работы на сортировочных станциях имеются следующие технические устройства: парки приема; сортировочные горки с соответствующим оборудованием; сортировочные парки; вытяжки для окончания формирования составов; парки отправления.
В комплексе эти устройства образуют сортировочную систему или комплект. Для пропуска транзитных поездов имеются транзитные пути (секции) или транзитные парки. Для ремонта и экипировки локомотивов и вагонов на сортировочных станциях имеются локомотивные депо с пунктами технического обслуживания локомотивов, вагонные депо с ПТО вагонов. Кроме того, имеются устройства АТС, освещение, энерго- и водоснабжение.
3. Устройство сортировочных станций
Сортировочные станции классифицируют в зависимости от:
Вида сортировочных устройств - горочные и бугорочные; горочные станции оборудуются горками большой, средней или малой мощности; из 150 горочных станций некоторые имеют автоматизированные (Орехово-Зуево, Ленинград -сортировочный - Московский и др.), а большинство - механизированные сортировочные горки; более 70 станций оснащены средствами АСУ сортировочной станции; бугорочные станции имеют вытяжные пути для расформирования составов;
Числа сортировочных комплектов - односторонние и двусторонние; на односторонних станциях на горке и в СП перерабатываются и накапливаются вагоны обоих направлений; двусторонние имеют две системы сортировочных устройств, каждое из которых перерабатывает вагоны определенного (четного или нечетного) направления; к таким станциям относится Инская, Челябинск – главный, Люблино и др..
Взаимного расположения парков приема, сортировки и отправления – с параллельным расположением всех парков, последовательным и комбинированным;
Объема и характера работы - основные (опорные) и районные; к основным относятся станции перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками и формирующие сквозные поезда назначением на другие основные сортировочные станции; к районным о носятся станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки и формирующие, как правило, сквозные поезда на ближайшие сортировочные станции.
Рис.1. Устройство односторонней сортировочной станции
Рис.2. Устройство двусторонней сортировочной станции
Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков обеспечивает поточность выполнения основных операций, минимальную затрату времени на маневры. Недостаток этой схемы - пересечение маршрутом следования четных разборочных поездов в парк П и отправления поездов своего формирования и транзитных из парков О и Тр2; прием четных разборок может вызвать перерывы в работе горки; перепробы четных разборочных поездов. На односторонних станциях устраивают обычно два ПТОВ - один в парке приема, второй - в районе парка отправления и транзитных парков. Транзитные секции могут быть расположены и в районе парка приема, но это не исключает взаимное использование путей. При размещении транзитных парков рядом с парком О появляется возможность перестановки сформировавшихся составов на пути транзитных парков (в случае занятости путей парка О).
Двусторонняя сортировочная станция с последовательным расположение парков обеспечивает высокую пропускную и перерабатывающую способность, но требует больших строительных затрат и эксплуатационных расходов. Недостаток таких схем - двойная переработка углового потока.
Важным элементом в устройстве сортировочной станции является сортировочная горка. Сортировочная горка состоит из трех основных элементов: надвижной части – наклонный участок пути, имеющий перед вершиной горки подъем для облегчения расцепки вагонов и остановки их в случае прекращения роспуска (50 м); вершины горки; спускной части – участок пути между вершиной горки и расчетной точкой, находящейся на расстоянии 50-100м от столбика входной горловины сортировочного парка. Разность отметок между вершиной горки и расчетной точкой называется высотой горки. Эта высота должна обеспечивать скатывание вагона с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных условиях до расчетной тоски. В зависимости от объема переработка вагонов и числа сортировочных путей различают сортировочные горки большой, средней, малой мощности.
4. Организация работы сортировочных станций
Организация работы сортировочной станции зависит от объема переработки вагонопотоков, уровня технического оснащения и схемы путевого развития.
В ПП процессами приема поездов, уборки поездных локомотивов и обработки прибывших поездов управляет ДСП. Управление стрелками и сигналами осуществляется с помощью системы МТЦ и её пульта - манипулятора. Для визуального слежения за состоянием ПП служит специальное табло. У ДСП связь - громкоговорящего оповещения, радиосвязь с маневровыми локомотивами. Процессами расформирования поездов на горке управляет ДСПГ и операторы горки. Управления надвигом составов на горку, их роспуском, горочными локомотивами осуществляется с помощью системы ГАЦ, радиосвязи с машинистами горочных локомотивов, громкоговорящей оповестительной связи. ДСПН управляет процессами окончания формирования составов в СП, работой маневровых локомотивов на вытяжках, подтягиванием и осаживанием вагонов на сортировочных путях. Управление стрелками в выходной горловине СП осуществляется с маневровых колонок в горловине СП. ДСПН согласовывает свою работу с ДСПГ и ДСП парка отправления. По указанию ДСЦ сортировочная работа распределяется между горкой и вытяжками (сборные и групповые поезда).
Процессами в ТрП и ПО управляет ДСП, он готовит маршруты к перестановке составов в ПО, маршруты выхода маневровых локомотивов на вытяжке, подачи поездных локомотивов под составы, приема и отправления транзитных поездов, смены локомотивов этих поездов. Связь- с маневровыми и поездными локомотивами, оповестительная громкоговорящая и пр.
На двусторонних станциях центральный пункт оперативного управления расположен: у сортировочной горки каждой системы; или пункт управления обеими системами расположен между ними, а у горок имеются только посты управления процессами расформирования - формирования.
На односторонних станциях - обычно у горки. Если пункт управления находится у горки, то в здании поста размещается ИВЦ, СТЦ, ДСЦ, ДСПГ, операторы горки и, как правило, ДСП. Из входной горловины сигналист пересылает документы в СТЦ по пневмопочте большого диаметра.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены понятие и аспекты работы сортировочных станций.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
Рассмотрено понятие сортировочных станций;
Раскрыты особенности назначения сортировочных станций;
Рассмотрено устройство сортировочных станций;
Описана организация работы сортировочных станций.
Итак, характер работы сортировочной станции зависит от категории поездов и вагонов, с которыми выполняются те или иные операции. Сумма прибывших и отправляемых за сутки вагонов транзитных с переработкой и местных, а также вагонов в транзитных поездах, проходящих станцию со сменой локомотивов или локомотивных бригад, перецепкой локомотива при изменении направления следования, составляет вагонооборот сортировочной станции.
В 2003 г. на сети ж.д. насчитывалось свыше 12 тыс. станций, из которых: 10 тыс. промежуточных, более 600 участковых, 230 сортировочных , 75 пассажирских, более 1200 грузовых. Протяженность станционных путей составляет примерно половину эксплуатационной длины сети ж.д. Вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени (в том числе примерно 34% на технических, 36% - на станциях погрузки – выгрузки, 10% - на промежуточных).
На станциях осуществляется контакт с предприятиями и населенными пунктами, выполняются многочисленные операции, связанные с перевозкой пассажиров и доставкой грузов, зарождаются и погашаются вагонопотоки.
Список литературы
1. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» от 10 января 2003 года N 18-ФЗ. - Справочная система гарант.
2. Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003.
3. Железная дорога на пороге нового тысячелетия / Отв. Редактор В.В. Кулешов. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2004.
4. Организация работы транспорта в России. Учебник для ВУЗов. / под ред. Кулешова А.А. – М.: Инфра-М, 2003.
5. Ларина Н.И., Ратьковская Т.Г. Железнодорожный транспорт России: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003. – с. 68.
Железная дорога на пороге нового тысячелетия / Отв. Редактор В.В. Кулешов. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2004. – с. 101.
Организация работы транспорта в России. Учебник для ВУЗов. / под ред. Кулешова А.А. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 78.
Железная дорога на пороге нового тысячелетия / Отв. Редактор В.В. Кулешов. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2004. – с. 107.
Ларина Н.И., Ратьковская Т.Г. Железнодорожный транспорт России: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 49.
Сортировочная станция
– раздельный пункт, основной работой которого является: сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов составов в соответствии с действующим планом формирования поездов; формирование передач на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и прием вагонов с подъездных путей; подборка (группировка) вагонов в составах передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции, а также в составах сборных и других многогруппных и групповых поездов местных назначений на прилегающие участки; осмотр и подготовка составов поездов и отдельных вагонов в техническом и коммерческом отношении; выполнение операций по пропуску поездов без переработки составов и с их частичной переработкой и заменой групп. Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск и обслуживание пассажирских поездов. Сортировочные станции перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные и сборно-участковые поезда. Размещение сортировочных станций определяется густотой и структурой вагонопотоков. Сортировочные станции находятся обычно на подходах к крупным городам, промышленным районам, в пунктах слияния нескольких линий и на выходах из добывающих районов.
Сортировочные станции классифицируют: по ведомственной принадлежности – на станции сети МПС России, промышленные, объединенные; по значению их работы для сети железных дорог – на основные станции сетевого значения и региональные; по типу сортировочных устройств - на горочные, безгорочные и расположенные на уклоне; по мощности (производительности) основных устройств (по проектным размерам переработки вагонов в среднем в сутки десятого года эксплуатации) – на станции повышенной мощности – более 5500 вагонов, большой - от 3500 до 5500 вагонов, средней – от 1500 до 3500 вагонов, малой – до 1500 вагонов; по взаимному расположению основных парков (приемного, сортировочного и отправочного) – на станции (системы) с последовательным, комбинированным и параллельным расположением парков; по взаимному расположению главных путей и станционного путевого развития – на станции с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей; по числу комплектов (систем) парков путей – на односторонние и двусторонние.
Комплект (система) сортировочной станции включает: сортировочную горку, приемный парк, сортировочный парк, вытяжные пути формирования, отправочный и транзитный парки. Для сортировки вагонов на станциях применяются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; тип и мощность сооружаемой горки определяются в соответствии с «Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств» (ВСН 207-89). Приемный (предгорочный) парк предназначен для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк – для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк – для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо-отправочный) парк – для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению.
На сортировочной станции имеются устройства: обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группиро-вочную работу и формирование составов поездов и передач; обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные. К основным устройствам сортировочной станции также относятся: группировочный или сортировочно-группировочный парк (с горкой малой мощности), центральный пост управления станции со станционным технологическим центром обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), локомотивное хозяйство, вагонное ремонтное предприятие, механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов, пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, секций и поездов, грузовые устройства – сортировочная платформа для мелких отправок и контейнерная площадка или грузовой район со всем необходимым оборудованием, остановочные пункты с павильонами для пассажиров, технические и служебные здания и сооружения водоснабжения, электроснабжения, пути, С ЦБ и связи и т. п.
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, средствами механизированной очистки стрелок, телевизионными установками, пневматической почтой (большого или малого диаметра), системами автоматизации работы горок, устройствами компьютерной техники, автоматизированными рабочими местами (АРМ), автоматизированными системами управления работой станции (АСУ СС) и др.
На односторонней станции весь поступающий в переработку вагонопоток со всех примыкающих участков перерабатывается в одной сортировочной системе. Когда не требуются развитые вспомогательные сортировочно-группировочные устройства, применяют схемы типовых односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков, представленные на рис. 4.40,а (с горкой средней или большой мощности) и рис. 4.40,6 (с горкой повышенной мощности). Схема типовой односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков дана на рис. 4.41.
Двусторонняя станция имеет два сортировочных комплекта, один из которых перерабатывает вагонопоток нечетного, а другой – четного направления. Схема типовой двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков в системах представлена на рис. 4.42. На двусторонней станции один комплект может быть с горкой, а другой без нее.
При больших объемах местной работы на сортировочной станции с целью детальной подборки групп вагонов по станциям прилегающих участков и пунктам погрузки – выгрузки целесообразно сооружать вспомогательные сортировочные устройства (ВСУ). В основном применяют следующие ВСУ: горка малой мощности (ГММ) на вытяжном пути формирования, которая соединена с несколькими крайними путями основного сортировочного парка; группировочный парк с ГММ для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач и подачи их на грузовые пункты; сортировочно-группировочный парк с горкой малой или средней мощности для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке (рис. 4.43).
Путевое развитие сортировочной станции, мощность ее технических устройств и их взаимное размещение должны обеспечивать: потребную пропускную и перерабатывающую способность станции на расчетные сроки (с учетом пункта 10.4 СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»); поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов, наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков; комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе; возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; наименьшее время нахождения вагонов и поездов под технологическими операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов; наименьшую себестоимость переработки вагонов; возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций; сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала; пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.
В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием – формированием поездов, целью которого является планирование и организация работы, обеспечивающие максимальное совмещение операций по расформированию составов поездов с одновременным их формированием.